ГРАЖДАНСКАЯ
ИНИЦИАТИВА Ò Журнал. Электронная версия. Серия публикаций на темы
образования Новые слова из предложений Уникума. |
|||
|
|
||
Автор: Маленков С.К. Формат *.htm |
Формат WORD97 |
||
УДК 821 {ББК 84 (2Рос=Рус)6-44} М 18 |
Формат А4 |
Формат А5 |
|
Из словаря моих новаций. (моих предложений в педагогике) (к сборнику "Какая нужна
нам школа?") Оглавление: 1. Всеобуч \ Семейная школа \ Самообразование – основной
профнавык \ 2. "Дошкольная" школа \ Схема человека и саморегулировки общества \ наказ цыганки \ ООО Родительское Собрание
\ 3. "Начальная" школа
\ Кубики знаний \ Мозаика гражданина \ 4. "Средняя" школа
\ 5. "Начальное профессиональное" образование \ 6. "Среднее профессиональное" образование
\ 7. Компенсирующие этапы "начального
профобразования" в ВУЗе \ 8. "Высшее" учебное
заведение \\ мои комментарии к Закону об
образовании 92 года \ Стандарты образования или
новояз ГОСТобуч \ иной новояз Этот термин возник в послереволюционной России, где основная масса населения была безграмотна и "знали" грамоту на уровне навыков прочесть, расписаться, посчитать деньги. Суды и администрация призвали массово подписи в виде "крестика". (Сравните нынешние "птички" в "бюллетенях голосования"!) "Всеобуч" имел целью бесплатно (для учащихся) обучить читать, писать и считать всё население страны, начиная с подростков и работающих. Пожилые люди могли обучаться, но были "бесперспективны" для применения их навыков. Письма разве что родне писать… Подымали "образовательный ценз" – минимальный уровень знаний. Минимальный навык – читать – много менял в осведомлённости и поведении народа. Обучаемых профессиям всё же надо было давать более широкие и систематизированные знания. Каждой профессии кроме "пороговых знаний" (ценза) нужен был ещё и "квалификационный уровень" и набор знаний. И тут нельзя было обойтись без использования квалификационных ступеней, имевшихся в прежних "учебных заведений", рассчитанных на подготовку "господ" и слуг. Их значение понимали в обществе и чиновничестве. Изменили социальную направленность обучения, количество школ и институтов… Всеобуч взрослых имел главное значение. Т.к. в умах (понятиях) неграмотных - обучение грамоте отвлекает от жизни, мешает жить. Например, мою маму (успешно усвоившую за год двухлетнюю программу) забрали из школы, т.к. девочки в семье должны были прясть. А этому школа не учила. А чтением газет хлеба не прибавишь! Образование должно показывать пути улучшения
жизни, давать реальные инструменты к этому. Образование должно использоваться, иметь
прикладное значение. Всеобуч может быть разный, может быть и семейный. В семье же Ленина образование младшим давали и родители, и старшие дети[1], и сама среда общения[2]. Семейная школа[3]. Она может быть сильнее любой "казённой". Но для этого надо иметь в виду и создавать спектр образования семьи. Некоторые семьи стремятся к династичности профессий, им легче в единообразии интересов и круга общения. Другие стремятся к разнообразию профессий (чтоб был и свой врач, и свой учитель, портной и т.п.). У них возникает внутрисемейная энциклопедичность знаний. Занимаясь с ребёнком по учебникам нового поколения, родители тоже переучиваются и повышают свои прежние знания. Известны случаи, когда знания родителей уровня 2-3 классов от занятий с детьми повышались до 7-10-летки, но не получали аттестата, т.к. в СССР не практиковали использовавшийся ещё "при царях" экстерн. Мой отец не мог получать детские книжки во взрослых библиотеках (их там почти не было), а меня ещё не записывали в детскую, а тем более в школьную, хотя я начал писать и читать в 3 года. Маленькая комната и зарплата родителей не позволяли покупать и "складировать" необходимые книги. Да и выбор их в городе был не велик. Как мне было учиться дальше? Столице Сталина[4] – было наплевать! Эту "дыру в образовании" не залатали и до конца ХХ века по всей стране! Из семьи в "школу" приходит уже вполне сформировавшийся человек[5]. И после индивидуальной школы ему может не понравиться "общая" (и даже может оказаться вредна[6]). А "школу индивида" не создали (её возникновения боялись, даже искореняли). Но стадность и толпа – не лучшая стезя к единству общества. Оно тормозит талантливых "выскочек", консервативно, маловосприимчиво к прогрессу. Такое общество "любят" и рвут (и возбуждают войны!) появляющиеся алчные пастухи… Сам "казённый" Всеобуч, как этап, должен был закончиться с концом массовой безграмотностью взрослых работающих граждан. Или ранее, т.к. для них создали "школы рабочей молодёжи" (ШРМ), фабрично-заводское образование (ФЗО), "вечерние" школы, потом и заочные… Но от него зависело создание самой большой и пёстрой Семейной школы разной глубины. В неё должен был переселиться Всеобуч. А её и не создали, даже не запланировали. В ней человек учится самообразованию, познаёт его тонкости, использует его для компенсации недообразования в стандартных школах, училищах, ВУЗах… Кто заказчик неправильного образования? Столько сил, средств, времени – напрасно? Самообразование и поныне – основной метод для аттестованных специалистов (послеВУЗовское образование[7]). Но его не преподают как профессиональный навык! А зря… Итак, предложенные новации: 1. Образование должно показывать пути улучшения жизни, давать реальные инструменты к этому. (1955)[8] Если этих целей и инструментов нет, затраты на образование пропадут. Выученное не удержится в головах без цели и практики применения. Не имеющий цели – должен найти её у образования, а имеющий цель – должен быстро получить образование, соответствующее поставленной цели. 2. Образование должно использоваться (быть полезным). (1958) Не мучить "чистописанием", если за его невладение не наказываются чиновники, начальники, врачи и учителя. Если ему нет применения, любое знание и навык "сотрётся". Затраты сил и времени опять будут впустую. Дошкольная (1955), послешкольная (1966, 1970[9]). Пожизненная и основная. (1991, 2000) Для её создания в будущих создателях семей должно закладываться и навыки педагога, управленца, самоучителя (1964). Этот навык должен даваться и контролироваться всеми видами образования. Если в семье – враг самообразования, семья и её потомки могут деградировать. Семья должна иметь право заказать любой учебник или книгу на любой возраст (1956) (ныне[10] межбиблиотечный абонемент существует только для крупных библиотек, а список всех книг страны нет ни в одной библиотеке). Предложил издавать такую энциклопедию всех изданных книг страны (1958). И издать список всех библиотек. И у каждой книги ставить номера имеющих её библиотек. Так можно было бы найти ближайшие библиотеки для запроса нужной книги. 4. Спектр (набор кусков знаний и навыков) образования семьи. (1960) Фактор обмена знаниями, их суммарной универсализации, взаимопомощи. Фактор ограниченных возможностей семьи (помощи государства по компенсации возможностей, исправления спектра). 5. Главная форма Всеобуча – семейная, семья. 6. Главный начальный (1957) и пожизненный (1970) метод образования – самообразование. Он должен начаться в семье привитием ребёнку осознанного интереса к непрерывному познанию. Метод самообразования должен совершенствоваться на всех этапах образования. Он может дополняться факультативным[11] образованием[12]. (1959[13], 1970[14], 1977[15], 1982[16], 1991[17]). Но чтобы изучать что-то факультативно, надо было нарушать[18] назначенный порядок изучения планового (из-за дефицита времени). Оправдать цель и нарушения[19] может результат. Он даёт право на эксперимент, риск 7. Исправление (компенсация) образования. (1958, 1961, 1966, 1973, 1991) Недоучивание более исправимо, чем "переучивание". Невостребованные знания – забываются, превращаются в зря затраченное время и силы[20]. Универсально обученные имеют особый шанс генерировать "приграничные" открытия, давать толчок новым наукам и профессиям[21]. Комбинация навыков и знаний даёт результат, не доступный носителям отдельных компонентов. Универсалы не должны использоваться на рутинных работах. Я их сравнивал с изюмом в булке. Но прогноз спроса должен быть и на них[22], и на их идеи. В качестве исправления стандартного образования предложил (1961[23]) создать Школу Первопроходцев (ломоносовых, черепановых, кулибиных, циолковских, стахановых, гагариных и т.п.)[24]. Летом 1966 предложил
чиновникам публиковать прогноз плана потребности рабочих и спецов разного
уровня образования (и условий их приёма). Можно было пытаться планировать
свою судьбу по картине этого спроса. В 1968 был случайно принят в "первый центр подготовки
стахановых" Новомосковска – "учебный" цех РМЗ химкомбината. 8. Заказчик образования.[25] Заказчик работника, специалиста – обычно плановые и кадровые службы организаций и государства. Обучение впрок с "недообучением" может вести к отставанию общества и промышленности, наук. Обучение с "переобучением" может быть массовым в надежде роста культуры общества, но без принуждения, которое ведёт неэффективности затрат. Заказчиком своего обучения может быть и индивид, гражданин. Чиновники из-за своего нелучшего образования часто были[26] виной торможения наук, отраслей, открытий, успехов отдельных индивидов. "Учебный" цех
РМЗ химкомбината Новомосковска был "первым центром подготовки
стахановых". Может, с использованием моих писем. Но потом были созданы и
центры школьного профобучения, которые "протолкнул" и возглавил Н. Козлов, мой учитель физики в шк. № 9, одобрявший мои идеи. 9. Самообразование, как метод и инструмент, должен воспитываться и аттестовываться как профессиональный навык. (1970) Предложение в продвижение идей[27] Менделеева о непрерывном проф. образовании. Период (этих) первых формулировок – 1955 год (на 4 году жизни). Совершенствование и сбор предложений в таблицу 1966-71-93 годы. Выставление в Сеть – 1998-2008. к оглавлению \ к продолжению: 2. "Дошкольная" школа
\\ иной новояз \\ Какие трудности отбивали желание стать Уникумом?
\ откуда моё прозвище "Уникум"? \\ К сборнику "Вечные студенты" \ Вопросы
"непрерывного образования" в работе "Вечные студенты" и "Правовые вопросы корпоративных отношений в сфере туристского образования"
\\ Кто
такой - абитуриент? \ или Учиться, учиться… Но как? \ Иллюстрации: в 1-м классе шк. №12 \ Моя первая поездка в
"Ясную Поляну" (весна 1962 г.) \ металлолом для Поезда \ мои комментарии к Закону об
образовании 92 года \ Стандарты образования или
новояз \ ГОСТобуч \ Таблица полезных предложений в образовании из
опубликованных повестей \ таблица полезных предложений в образовании из дипломного проекта РМАТ \ Концепция непрерывного образования \ Концепция развития цифровой памяти и аналитики
\ |
|||
ã
Фонд гражданских инициатив Ò,
МО МОИП,
1993-2017
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
и поставить его на Ваш сайт \ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей!
Наш адрес: 123458, Москва,
ул. Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31 \
Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-03-2017fog
[1] Занятия успешнее и разнообразнее в больших разновозрастных семьях. А могут быть и кооперации семей.
[2] Очень сильно было обязательство каждый день говорить строго на назначенном языке. Силу такой
разговорной практики не заменят никакие краткие "уроки" учреждений образования, где каждый ученик
группы может быть активен всего несколько минут (а то и норовит остаться пассивным, пересидеть).
[3] В семье нет граней-"перемен" между уроками и предметами, нет обязательной длительности занятия (они
могут и не обозначаться). Но в ней труднее учить лодыря, стремящегося к пустому времяпровождению в
неразвивающих и надоедливых играх, болтовне, праздношатаниях, компанейских пьянках…
[4] Город Новомосковск до смерти Сталина именовали Сталиногорском.
[5] Народная мудрость учит воспитывать, пока ребёнок укладывается поперёк кровати, а не вдоль…
[6] Для гениев музыки нужен спецпансионат. Но не спутать бы тягу малыша с тягой его родителей!
[7] Оно почему-то в законах об образовании рассматривается как переподготовка в спецучреждениях, на
"курсах", на кафедрах переподготовки и "второго образования".
[8] Аналогичными цифрами обозначены годы подачи предложений, как правило – первичных.
[9] Уже с элементами непрерывного образования по идеям Д.И. Менделеева.
[10] контрольная дата утверждения – ноябрь 2007
[11] Не включённое в первичную "обязательную" программу. Термин "факультатив" применён позже, из
практики его ведения в школе № 9. Я его называл дополнительное к обязательному, расширенное,
связно-необходимое.
[12] Оно организуется государством или иным заказчиком (предприятием).
[13] весна, конец 2-го класса школы №12.
[14] весна, конец 1-го курса МАТИ.
[15] Осень. Начало конструкторской работы в МПКБ "Восход".
[16] Май. Окончание патентных 2-х годичных курсов ЦИПК.
[17] весна. депутат МосСовета, округ № 70.
[18] Приспосабливать, дорабатывать, совершенствовать… Нарушать – звучало эквивалентом сознательного
преступления. Автоматически каралось само предложение "преступления".
[19] Статистику таких оправданий не вели, т.к. её использование могло привести к оправданию цепной
реакции неповиновению планов и распоряжений КПСС, нарушению строя и др. "тяжким
преступлениям".
[20] У отца и мамы не было лишних знаний. И была потребность в обучении. Мне грозили с первых классов не
требуемыми науками и не давали требуемого мной.
[21] В размазываемой по слою пролетариев прослойке интеллигенции – крупинки гениев никак не
классифицировались. Спасибо, что прямо не вносились в списки на истребление. Хотя они часто
проходили по спискам "врагов народа"… Советская версия инквизиторов "ереси" была очень развита.
[22] "Заготовки гагариных" собирали по всем авиаполкам. Но для подготовки космонавтов создали спец.
центр. Тут мои предложении опоздали и были "изобретением велосипеда".
[23] Московским чиновникам. Но идею давно теребил по чиновникам Новомосковска в надежде, что кто-то её
сам "пихнёт" "наверх".
[24] И надеялся на поступление в неё.
[25] Низкие шанса найти работу и жильё в неродном городе – привязывало людей поколениями к "месту". Но
"место прописки" родителей не публиковало перспектив потребности рабочих и специалистов. Это даже
возводилось в "секрет".
[26] Причинение вреда– наказуемо по УК РФ.
[27] Публикация моих давних новаций в виде дипломной работы РМАТ – уникальна видом и поводом,
смелостью исполнения заказа, желанием использовать цейтнот ректора РМАТ перед защитой его
докторской диссертации для почти неизбежного публикования хоть части моих новаций в области
образования.